Ошибки, которые совершаются при создании сайта для государственного учреждения

Создание сайта для государственного учреждения — это не просто подряд на IT-услуги. Это долгосрочный стратегический проект, связанный с правами собственности, публичной ответственностью, безопасностью данных и репутацией. Однако на практике многие учреждения сталкиваются с одними и теми же ошибками, которые впоследствии оборачиваются сложностями в управлении, зависимостью от подрядчика, или даже полной потерей контроля над собственным цифровым ресурсом.

Ниже мы рассмотрим наиболее критичные ошибки, которые часто допускают государственные и частные организации при заказе разработки сайта — и что с этим делать.


1. Домены не оформлены на учреждение

Суть проблемы:
Очень часто доменное имя сайта (например, school.kz, clinic.kz или govorg.kz) регистрируется не на само учреждение, а на частное лицо — директора, IT-специалиста, секретаря или даже подрядчика. В будущем это создаёт юридические и технические проблемы:

  • смена руководства — потеря контроля над доменом;
  • подрядчик уволился — домен «завис»;
  • подрядчик требует выкупить домен обратно за крупную сумму.

Решение:
Доменные имена обязательно должны регистрироваться на юридическое лицо, с использованием корпоративной почты и ЭЦП учреждения. При необходимости — просите у подрядчика предоставить инструкции или передать контроль.


2. Сайт юридически принадлежит подрядчику

Суть проблемы:
Некоторые недобросовестные разработчики оформляют авторские права на весь сайт, включая шаблон, админпанель, плагины и даже контент. В договоре может быть указано, что учреждение «получает ограниченную лицензию на использование», но не само право собственности.

Что происходит дальше:

  • подрядчик требует ежегодную оплату за «продление лицензии»;
  • любое изменение — только за дополнительную плату;
  • при расторжении договора сайт может быть отключён или удалён.

Решение:
В техническом задании и договоре необходимо прямо указать, что все исключительные имущественные права на сайт, код, дизайн и структуру передаются заказчику после завершения проекта. Также стоит использовать открытые платформы (например, WordPress, Joomla), а не самописные или закрытые системы.


3. Подрядчик предлагает готовую «техничку», подогнанное под себя

Суть проблемы:
Часто техническое задание(спецификация) на разработку сайта разрабатывает не сам заказчик, а предыдущий подрядчик или заинтересованное лицо. В результате:

  • в ТЗ включены условия, которые только один конкретный разработчик может выполнить;
  • искусственно усложнены требования или выбраны редкие технологии;
  • исключена конкуренция, а сам тендер становится формальностью( в интернете полно сайтов завязанных на одного поставщика с дизайном 2000-х годов).

Решение:
Техническое задание должно быть объективным, универсальным и понятным. Лучше всего:

  • составить ТЗ с привлечением внешнего консультанта;
  • использовать типовые спецификации (например, от Gov.kz);
  • избегать упоминания конкретных брендов, разработчиков, фреймворков, если в этом нет острой необходимости.

4. Отсутствие долгосрочной стратегии по сопровождению сайта для государственного учреждения

Суть проблемы:
Многие учреждения заказывают сайт «один раз и навсегда», не планируя, как он будет обновляться, обслуживаться и поддерживаться. В результате через 6–12 месяцев:

  • появляются ошибки и устаревшие модули;
  • сайт становится уязвимым к взлому;
  • никто не знает, как заменить текст или фото.

Решение:
Уже на старте необходимо:

  • определить, кто будет сопровождать сайт (внутренний специалист или внешний подрядчик);
  • прописать SLA (соглашение об уровне обслуживания);
  • предусмотреть бюджет и ресурсы на ежегодное сопровождение.

5. Игнорирование юридических и регламентных требований

Суть проблемы:
В погоне за скоростью часто игнорируются требования:

  • к размещению обязательной информации (контакты, структура, устав);
  • к адаптации под слабовидящих;
  • к версии на казахском языке;
  • к хостингу в РК и включению в Gov.kz, если применимо.

Решение:
Проконсультируйтесь с юристом и специалистами по нормативке до начала проекта. Попросите разработчика включить в состав проекта все необходимые элементы соответствия.


6. Сайт — это просто визитка, а не рабочий инструмент

Суть проблемы:
Многие сайты госучреждений состоят из нескольких устаревших страниц с невнятным контентом. Нет ни полезных функций, ни понятной структуры, ни реальной пользы для граждан.

Решение:
Сайт — это:

  • канал связи с населением;
  • источник актуальной информации;
  • витрина вашей открытости и профессионализма.

Проектируйте сайт вокруг пользователя, а не «для галочки».


Заключение

Создание и запуск сайта — это не только задача IT-отдела или подрядчика, а стратегическое решение учреждения. Ошибки, допущенные на старте, могут обернуться годами проблем, потерей репутации и лишними расходами.

Чтобы этого избежать:

  • оформляйте домены и права на сайт на учреждение;
  • читайте договоры внимательно, особенно пункты об авторских правах и лицензиях;
  • составляйте ТЗ самостоятельно, либо с помощью нейтральных экспертов;
  • обеспечьте долгосрочное сопровождение и юридическое соответствие.

Если вам нужна помощь в разработке, сопровождении или аудите существующего сайта — обращайтесь. Мы специализируемся на проектах именно для государственных, образовательных, медицинских учреждении и национальных компании. Мы знаем, как избежать всех этих подводных камней.

Поделитесь в социальных сетях